В качестве стартеров применяют четырехполюсные электродвигатели постоянного тока с последовательным или смешанным возбуждением.
Сила тока, питающего стартер при его работе, не остается постоянной и зависит от степени заряда аккумуляторной батареи, сопротивления электрической цепи и скорости вращения якоря.
Обмотка якоря и обмотка возбуждения выполнены из проводов большого сечения и малой длины, поэтому стартеры обладают малым сопротивлением, в результате чего при полном торможении якоря в момент включения стартеры СТ2, СТ130-Б и СТ103 потребляют силу тока, достигающую 600—850 а.
При вращении якоря его обмотка пересекает силовые линии магнитного потока возбуждения и в проводниках якоря индуктируется э. д. с, действующая навстречу току в цепи стартера и уменьшающая силу этого тока.
При холостом ходе якоря (без нагрузки) скорость вращения его возрастает до 5 тыс. об/мин, при этом сила тока снижается до 80—110 а.
С увеличением силы тока, питающего стартер, возрастает магнитный поток возбуждения, который, взаимодействуя с магнитным потоком якоря, развивает большой крутящий момент, что облегчает пуск двигателя.
Наибольший крутящий момент будет при неподвижном якоре, когда в цепи стартера сила тока максимальна.
- Cтартеры СТ2 и СТ130-Б - стартеры СТ2, устанавливаемые на автомобиле ЗИЛ-131 и стартеры СТ130-Б — на автомобиле ГАЗ-66, — четырёхполюсные, напряжением 12 в, мощностью 1,4—1,5 л. с., с принудительным электромагнитным включением шестерни привода и дистанционным управлением. Стартеры имеют аналогичные электрические схемы и устройство.
- Стартер СТ103 - четырехполюсный, напряжением 24 в, мощностью 9—11 л. л.с. (в зависимости от емкости аккумуляторной батареи) с электромагнитным включением и дистанционным управлением устанавливают на дизелях ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238.