При работе системы электрооборудования между электродами распределителя и свечами зажигания, контактами электрических приборов, а также между щетками и коллектором генератора и электродвигателей создается искрение, являющееся причиной возникновения высокочастотных электромагнитных волн, которые, пересекая антенны, создают помехи, ухудшающие прием радио- и телевизионных передач, и сильно мешают работе радиолокационных установок.
Особенно сильные помехи создает система зажигания.
Для обеспечения нормального радио- и телеприема в машине введены следующие основные устройства, снижающие уровень помех.
- В проводах от катушки зажигания к распределителю и от распределителя к свечам зажигания устанавливают в патронах из изоляционного материала подавительнпые сопротивления от 7 до 14 тыс. ом, изготовленные в виде стержней из очищенного обуглероженного асбеста, перемешанного с бакелитовым или другим лаком.
На большинстве автомобилей подавительным сопротивлением является контактный уголек центрального ввода крышки распределителя.
На двигателе ЗИЛ-131 подавителыюе сопротивление 5 (см. рис. 39) устанавливают внутри экрана свечи.
Наряду с установкой подавительных сопротивлений применяют высоковольтные провода с высокоомным распределенным сопротивлением (15—40 ком/м), в резиновой или полихлорвиниловой изоляции которых заключен хлопчатобумажный сердечник, оплетенный капроновой ниткой и пропитанный полупроводящим составом.
- На автомобилях ЗИЛ-131 и ГАЗ-66 с экранированной системой в первичную цепь зажигания и цепь заряда аккумуляторной батареи включены специальные фильтры, состоящие из катушки (дросселя), намотанной на ферритовый сердечник, и двух проходных конденсаторов емкостью по 1 мкф.
Один электрод каждого проходного конденсатора соединен на массу, а другой соединен с проводником (см. рис. 36). Катушки дросселей включаются в цепь последовательно.
- На автомобиле ЗИЛ-131 параллельно генератору и реле-регулятору включается конденсаторный фильтр 12 (см. рис. 36), а на автомобиле ГАЗ-66 установлены четыре блокирующих конденсатора, включенных параллельно стеклоочистителю, указателю уровня топлива, контрольной лампе заряда батареи и обмотке реле включения стартера (см. рис.,55).
Подавительные сопротивления уменьшают амплитуды силы тока в контурах высокочастотных колебаний, а дроссели и конденсаторные фильтры нарушают периодичность колебаний в искро-образующих контурах и энергия импульсов электромагнитных волн расходуется на заряд конденсаторов и гасится в них, что способствует снижению уровня помех.
- Экранируют провода высокого и низкого напряжения, генератор и релерегулятор, распределитель высокого напряжения, свечи и катушки зажигания и другие приборы, в которых при их работе создаются импульсы тока.
Экранирование создается установкой на приборы металлических корпусов и коробок и заключением проводов в металлические оболочки. Концы экранов-проводов хорошо соединяют с массой автомобиля.
Импульсы тока создают электромагнитные волны, которые, пересекая экраны, индуктируют в них вихревые токи, вследствие чего энергия этих волн расходуется на нагрев экрана.
- На антенный кабель радиоприемника устанавливают экранирующую оплетку и соединяют ее с массой автомобиля.
- Соединяют металлическими гибкими проводами двигатель с рамой, а также кузов с рамой и устанавливают под головки болтов крепления приборов электрооборудования и кузовных деталей звездчатые пружинящие шайбы, обеспечивающие хороший электрический контакт.