Смазка двигателя снижает потери на трение и тем самым уменьшает износ деталей, она способствует внутреннему охлаждению трущихся поверхностей, смыванию нагара и металлической пыли, уплотнению поршней в цилиндрах, защите деталей от коррозии.
Сущность процесса смазки состоит в том, что молекулы масла под влиянием сил молекулярного притяжения распространяются по трущимся поверхностям и смачивают их.
При этом те слои молекул, которые непосредственно соприкасаются с трущимися поверхностями, перемещаются вместе с ними и трение в основном происходит только между промежуточными слоями молекул масла.
Так как сила притяжения между молекулами масла меньше, чем между маслом и материалом трущихся поверхностей, то и сопротивление их перемещению значительно понижается, что уменьшает потери мощности на преодоление трения.
Способность смачивать поверхность твердого тела и образовывать прочную масляную пленку, защищающую трущиеся поверхности от износа, является одним из основных требований, предъявляемых к смазочным маслам.
При комбинированной системе смазки двигателя, принятой в современных двигателях, часть деталей смазывается под давлением, а часть — разбрызгиванием.
В двигателе ЗМЗ-66 (рис. 17) двухсекционный масляный насос через маслоприемник 5 забирает масло нз картера и подает его вглавную масляную магистраль и в фильтр центробежной очистки масла (центрифугу) 3.
![]() |
Под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники коленчатого вала, подшипники распределительного вала, упорный фланец распределительного вала и втулки коромысел. Распределительные шестерни смазываются маслом, стекающим нз фильтра центробежной очистки, а привод прерывателя распределителя — маслом, поступающим по каналам в блоке цилиндров из задней втулки распределительного вала в полость 6 между валом и заглушкой. Редукционный клапан 7 основной (верхней) секции масляного насоса располагается в передней части блока цилиндров, с правой стороны, а редукционный клапан 4 дополнительной (нижней) секции — в корпусе самого насоса. В двигателях ЯМЗ под давлением смазываются подшипники коленчатого и распределительного валов, втулки верхних головок шатунов, толкателей, коромысел н промежуточной шестерни привода масляного насоса. |
Рис. 17. Система смазки двигателя ЗМЗ-66
Циркуляция масла в системах смазки двигателей создается шестеренчатыми насосами. В карбюраторных двигателях давление масла до 3—5 кГ/см2, в дизелях (с более нагруженными подшипниками) — до 5—7 кГ/см2.